Украинское телевидение в лицах
СНЯТЬ ОКОВЫ С МОЗГОВ
Когда-то, еще во времена моего детства, украинская школа кинематографии, а затем и телевидения, считалась одной из самых прогрессивных. Ленты, снятые на киевских студиях «Укртелефильм», научно-популярных и хроникально-документальных фильмов, еще в середине-конце 60-х годов завоевывали Гран-при на различных международных конкурсах.
Украинские телевизионщики – режиссеры и операторы – стали родоначальниками и законодателями мод в таких жанрах телеискусства как хроника, учебные и фильмы для детей и юношества, музыкальные и фильмы-оперы. А вспомните, какие мультфильмы снимались для детей и взрослых! За каждым из имен творцов нового украинского кино и телевидения стоит эпоха. Феликс Соболев, Давид Черкасский, Владимир Дахно, Ростислав Синько, Олег Бийма, Виктор Кисин – это только те, кого вспомнил сию минуту, только те, чьи имена еще 15-20 лет назад произносили шепотом, с трепетом и благоговением. А сколько не названо!
С развалом Советского Союза и переводом культуры в ранг «попрошаек» телевидение было поставлено на грань выживания. Сразу же начались приватизация с коммерциализацией, «отмывание денег» и «политическое киллерство». И тогда на экранах вместо «В бой идут одни «старики» и «Лючии ди Ламмермур» появились «Богатые тоже плачут», вместо учебных фильмов по литературе и физике – «Караоке на майдані». Умные, добрые, светлые передачи и фильмы сменились низкопробными поделками, развратными ток-шоу и прочими «демократическими ценностями». Из экранов полезли гадалки, экстрасенсы, «потомственные колдуньи» и прочая нечисть. Да еще и реклама каждые пятнадцать минут. Впору стало говорить о смерти украинского телевидения.
Но вот кравчуковская власть «первоначального накопления капитала» и ющенковская команда наконец-то уступили место людям, которые задумались и о судьбе страны, и о судьбе нашего народа. На руководящие должности стали назначать настоящих профессионалов, а не друзей-родственников. Один из таких специалистов – новый председатель Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию Украины Юрий Плаксюк. О том, какой он видит работу своего ведомства, что собирается сделать на ниве просвещения и оздоровления нравственного состояния общества, Юрий Александрович рассказал «Киевскому вестнику» в своем интервью.
Старый новый знакомый
С первых же слов нашей беседы меня не покидало чувство, что Юрия Плаксюка я знаю уже очень давно. И только в конце разговора, когда он упомянул о каком-то событии в своей биографии, я вспомнил: с 1984 по 1987 год Юрий Александрович был инструктором отдела пропаганды и агитации столичного Ленинского райкома Компартии Украины.
В его «ведении» были все театры, концертные организации и выставочные залы района. И театр им. Франко, в котором я учился и работал, тоже входил в это число. Вспоминаю, что видел нынешнего председателя Госкомтелерадио на всех премьерах и у нас, и в театре Леси Украинки, и в Украинском доме, и в Оперном, и в Филармонии. Это было благословенное время, когда профессия актера, режиссера, музыканта, художника действительно ценилась в государстве. И, естественно, курировать эту область «лишь бы кого» не ставили. (Конечно, были исключения, но сейчас не о них.)
Так что по своему собственному опыту знаю, что Юрий Плаксюк разбирается и в театре, и в кино, и в музыке, и в живописи. «Но разве этого достаточно, чтобы возглавлять Госкомитет телевидения и радио?», - спросит читатель. Конечно, нет, но Юрий Александрович и о телевидении знает не понаслышке. Еще будучи студентом 4 курса факультета журналистики Киевского госуниверситета имени Т.Г. Шевченко, он уже работал редактором Главной редакции пропаганды на радио Госкомитета Совета Министров УССР по телевидению и радиовещанию. Так что нынешний Госкомтелерадио для него не только «старый знакомый», но и большая часть сознательной жизни, проведенной в журналистике вообще, и в телевидении в частности.
Потом он был заместителем главного редактора Главной редакции пропаганды Республиканского телевидения. Затем – ведущим программ Главной редакции общественно-политических программ творческого объединения «Громада» Государственной телерадиовещательной компании Украины. Еще чуть позже стал главным консультантом Информационной службы Президента Украины. Профессионализм Юрия Плаксюка заметили и оценили по достоинству, и он был назначен членом Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, где его избрали ответственным секретарем.
Так что назначение Юрия Александровича на высокую должность (приравненную к министерской) председателя Госкомтелерадио не стало неожиданностью для профессионалов эфира Украины. А я, вспоминая долгий и напряженный творческий путь нового «теленачальника», решил с этого и начать наше интервью.
- Юрий Александрович, как Ваше сердце отозвалось на возвращение в Комитет, с которого Вы, по сути, начали свой профессиональный и творческий путь?
- Вы знаете, с трепетом. Действительно, в эту систему я пришел еще в 1977 году. С тех пор должности менялись, статус менялся, структура менялась, но я всегда был рядом, всегда сотрудничал с Госкомтелерадио. И лишь только когда оказался в кресле председателя, по-настоящему ощутил, насколько это ответственный и общественно необходимый пост.
На протяжении ряда лет раздавались заявления о том, что Комитет не нужен, бесполезен и его нужно упразднить как исчерпавший свой потенциал орган. И тогда, и, тем более, сейчас вижу, что все, высказывающие подобные мнения, просто-напросто не понимают тех задач, которые ставит общество перед системой Госкомтелерадио. На самом деле мы выполняем столько информационно-отраслевых функций, что без нас ни одна государственная служба не смогла бы реализовать их комплексно и эффективно.
Мы целиком и полностью участвуем в формировании и обеспечении реализации государственной политики в информационной и издательской сферах, в сфере защиты общественной морали. Мне могут возразить, мол, у нас есть и частные структуры, и общественные организации, различные союзы и акционерные общества, занимающиеся телерадиовещанием. Да, но они имеют свою узкую ведомственную или корпоративную нишу, выполняют политические и экономические заказы финансовых групп, медиа-холдингов или некоторых общественных структур. А государственную политику в области печати и телерадиовещания реализует только Госкомтелерадио, являющийся связующим звеном между государством и его гражданами.
Один взгляд с двух вершин
– Вы были ответственным секретарем Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. Теперь возглавляете Госкомтелерадио. Не находите эти структуры дублирующими работу друг друга?
– Ни в коей мере. Сейчас как никогда ранее мне стала окончательно понятна роль каждого органа и его значение. Национальный совет занимается лицензионной деятельностью телерадиоорганизаций всех форм собственности, осуществляет контролирующие функции - следит за выполнением лицензионных условий и обязательств, взятых каждой организацией. Кроме того, Нацсовет является регуляторным органом: он регламентирует деятельность средств массовой информации, регистрирует новые телерадиоинформационные органы, распределяет эфирные частоты, предназначенные для телерадиовещания, и выполняет другую необходимую работу в этой сфере.
Поле деятельности Госкомтелерадио – национальные и областные государственные телерадиокомпании, иновещание УТР, канал «Культура», студия «Укртелефильм», «Укринформагентство», областные госструктуры по вопросам печати и информации. Это все те структуры и организации, которые финансируются из бюджета государства. Поэтому мы совместно формируем целостную информационную политику. Если бы не было Госкомтелерадио, если бы мы не взяли на себя эти функции, то могли бы быть поставлены в парадоксальные условия: из двух тысяч существующих ныне в Украине телерадиоорганизаций никто не информировал бы так содержательно и системно о том, что предпринимает власть, правительство в частности для решения социально-экономических проблем общества, что происходит в стране в целом. Не только о скандалах в Верховной Раде, а и о действиях и решениях, которые принимаются в государстве, о том, как живут люди в регионах. Согласитесь, о происходящем на Черниговщине больше, чаще и подробнее рассказывают в новостях и передачах Черниговской областной телерадиокомпании, а не, скажем, по «Интеру» или «1+1».
У Комитета совершенно другие задачи. Рекламные, коммерческие интересы не стоят у нас на первом месте. Главное для нас – утвердить госприоритеты в украинском медиа-пространстве. Наша обязанность – информировать о реальной жизни всей страны, а не рассказывать только о ночных клубах, модных дефиле, выставках драгоценностей или автомобилей...
– С задачами и функциями Госкомтелерадио мы определились. Теперь вопрос о том, как их выполнить! Вы уже видите слабые места в системе, которые нужно усилить или развить в творческом плане?
– Творческие возможности всех компаний очень разнятся. Это зависит от кадрового потенциала, от самого подхода к творчеству. Есть у нас ТРК, которыми управляют прекрасные менеджеры, программы создают талантливые журналисты, режиссеры, сценаристы, операторы. Этим телерадиокомпаниям почти не нужна «руководящая рука» со стороны Комитета. И мы взаимодействуем с ними только в творческом плане, когда нужно обозначить какую-то позицию по более важной теме.
С другой стороны, особенно это касается крупных компаний, профессиональный уровень многих журналистов настолько слаб, что поневоле задумываешься о тех вузах, в которых готовили таких «специалистов». Их усилиями верстаются продолжительные информационные выпуски, в которых событийными являются... два-три сообщения. Или вообще, сядет диктор в студии, прочитает с телесуфлера информацию, и на этом компания считает свою задачу по удовлетворению информационного запроса выполненной. Неинтересно, скучно, пресно...
В основном в студии «говорящие головы», нет подготовленных комментаторов, умеющих индивидуальными аналитическими способностями привлечь и убедить телерадиоаудиторию, нет признанных авторитетов телеэфира, так как большинство талантливых ньюсмейкеров переквалифицировались в политических или финансовых технологов. Была у нас ситуация в Днепропетровске. Директор областной компании ввела в практику персональные ток-шоу. На прямой эфир к ней в студию по одному приглашались специалисты из различных учреждений и организаций, и она бралась за обсуждение с ними глубокоспецифических или даже узкопрофессиональных проблем. Приходит медик, она беседует с ним на тему онкоболезней. Естественно, на бытовом уровне, без знания материала, не владея ведомственной информацией. Приходит ученый-физик, она о физике говорит как о тривиальном занятии. Приходит музыкант – о музыке с позиции «нравится – не нравится». Такая многостаночница.
Потом ей, конечно, сделали замечание, что невозможно во всем разбираться на должном уровне. И для того, чтобы передача была интересной, нужно приглашать специалиста-журналиста, который эту отрасль знает. Вот такого рода программы портили общий имидж компании, имидж государственного телевещания. А еще есть компании, которые выпускают свои рейтинговые «новости» не в вечерний прайм-тайм, предназначенный во всем мире для такого рода передач, а дают их днем, когда люди еще только эти новости своей деятельностью формируют. Вот с такими телекомпаниями, которые не могут или не умеют распорядиться своим вещанием, своим эфирным ресурсом, необходимо будет заниматься конкретно.
Одна из первоочередных задач, стоящих перед Госкомтелерадио - выровнять уровень, качество вещания в плане творчества. Не хочу называть студии, но есть у нас отдельные компании, которые приспособились одни программы готовить для различных конкурсов и фестивалей, а остальные – для «пипл», то бишь - народа. И в студии, опять же, появляются одни и те же «говорящие головы». Но ведь для того, чтобы выступать на телевидении, чтобы люди верили сказанному, нужно быть личностью. Обладать многими нравственными качествами и уверенностью в себе, нести положительную, как сейчас говорят, харизму, а не только уметь возмущаться из-за какой-то проблемы.
А вот на коммерческих каналах это понимают и привлекают по-настоящему ярких репортеров, журналистов, режиссеров. Да, заработки у них не сравнить с нашими. Но у нас же стабильная государственная служба, пенсионные гарантии. Поэтому есть чем заинтересовать профессионалов, тем более в областях, где коммерческих каналов не так уж и много. Нужно не «почивать на лаврах», а вести напряженную работу. А для этого во главе государственных телерадиокомпаний должны стоять мудрые и достойные профессионалы.
Кроме того, безусловно, и техническая база ОГТРК требует переоснащения, ведь эти телерадиокомпании по-настоящему обновлялись 25-30 лет тому назад. Нужно менять и видео-, и звуковое оборудование, и студийное оснащение. А переход на цифровое вещание вообще требует переформатирования всей технической базы – начиная с телекамер и заканчивая монтажными комплексами. Это все не только огромные финансы, которые нужно предусмотреть, но и внутренние резервы, идеи, способность избавиться от балласта. И в этом случае самое главное, опять же таки – активные, инициативные менеджеры, знающие, за какую ниточку потянуть, чтобы начать переоснащение.
Журналистом быть хочу, пусть меня научат...
– Юрий Александрович, с технической стороной понятно: нужны средства, грамотный менеджмент и желание изменить ситуацию к лучшему. Но ведь для высокого творчества этого мало. Нужна постоянная работа по самосовершенствованию, по повышению культурного и образовательного уровня. В Киеве когда-то существовал Институт по повышению квалификации работников телевидения и радио. Сейчас он тоже есть, но, в то же время, его как будто бы и нет.
– Да, этот Институт, несмотря на то, что там работают крепкие профессионалы и талантливые преподаватели, оказался вне общей системы образования. Та скорлупа, в которой он сегодня пребывает, сковывает и делает его архаическим, невостребованным. Мне кажется, что нужно обязательно возобновить его работу на должном уровне, поднять его престиж на такую высоту, чтобы творческие работники сами приходили и, как говорится, становились в очередь на получение не корочки, а знаний и практического опыта.
Может быть, есть смысл собрать всех руководителей государственных телерадиокомпаний и провести тестирование: соответствует человек занимаемой должности или нет. Ведь что такое прогрессивный менеджер? Это и организатор, и психолог, и управленец. Он должен понимать, на какой участок кого поставить, уметь дать импульс новым начинаниям (я имею в виду творческую лабораторию), решать технические вопросы и правильно планировать сетку вещания. Значит, преподавать таким менеджерам могут только те профессионалы, которые и сами достигли определенных высот мастерства в этих технологиях.
В Институте, на самом деле, есть многоопытный директор, отличные специалисты, но почему-то они все находятся в тени, их имена не на слуху, о них мало кто знает. Мы думаем сначала создать преподавателям нормальный имидж, который от них перейдет и на весь Институт. Ведь если слушатели будут знать, что лекции читают авторитетные профессионалы, опыт которых не подвергается сомнению во всей масс-медийной среде, то они будут понимать: со своими свидетельствами о переподготовке смогут занять достойное место в любом средстве массовой информации, хоть в электронном, хоть в печатном.
У меня сейчас на рассмотрении столько кадровых предложений, что голова кругом идет. Например, приходит человек и с порога заявляет: «Я отличный журналист из Нежина. У нас закрыли радиостудию, на которой я работал. Переведите меня в какое-то хорошее место». И что ему ответить? Вот у меня и возникла идея: хочешь получить работу на престижной студии – пройди сначала курсы в Институте повышения квалификации, подготовься, а потом приходи. Когда мы будем видеть, что да, этот человек готов к настоящей творческой работе, тогда и можно его рекомендовать.
И в этом контексте мы будем благодарны «Киевскому вестнику», если вы дадите объявление: все, кто хотят идти на работу в систему государственного телерадиовещания, должны пройти профпереподготовку. Люди должны понять, что их профессиональный рост – в их руках. А Институт будет заключать договора с телерадиоорганизациями и печатными органами о прохождении практики желающими усовершенствовать свое мастерство.
Почему сегодня зрители больше ориентированы на центральные каналы, а читатели – на всеукраинские газеты. Потому как в областях что: ну песня по заявкам, поздравления с днем рождения. Или, скажем, районная газета из двух страниц: на одной – поздравления, на другой – соболезнования. И нет места даже одной новелле, одному очерку, человеческому размышлению. О каком уровне журналистики тут может идти речь?
А так выпускник Института прошел еще бы практику, допустим, на ІCTV или Киевской государственной региональной телерадиокомпании, и потом дома, с новыми знаниями и умениями, совсем по-другому проявил бы себя. Или выступил бы в «Киевском вестнике», в другой всеукраинской газете, тогда и у себя в районе мог бы работать на более творческом уровне.
– У Вас было еще мало времени, чтобы разобраться с делами Комитета. Но с руководителями областных телерадиокомпаний Вы уже познакомились, оценили их деятельность?
– Да, 1 апреля Верховная Рада проголосовала за мое назначение, но, по сути, только 20 апреля я приступил к исполнению обязанностей председателя Комитета, руководителя всей финансово-хозяйственной структуры. Пока только вникаю. Но 22 апреля мы уже провели Коллегию во Львове. Есть много проблем. Руководство некоторых областных ГТРК не поспевает за событиями, за повседневной жизнью. Такое болотце создалось. Вроде все хорошо, тепло ногам, свежо голове и деньги есть. Но давайте посмотрим, что имеем в действительности, какие свежие нравственные потоки будоражат сознание зрителей, слушателей?
Скажем, в компании работает 350 человек, которые производят собственного вещания... аж 2,5 часа. Ну и радио дотягивает до 6-8 часов. Это что, по пару с половиной минут на человека получается? Да еще и ретранслируют киевские каналы УТР, «Культуру». И для этого нужно 350 человек? А коммерческие каналы имеют по 80 человек и программ на 24 часа!
Конечно, будет 350 человек, если у генерального директора 6-7 заместителей. И каждому надо работу найти! Руководитель одного комитетского департамента недоумевал, мол после 18.00 бывает трудно связаться с руководством региональной телерадиокомпании, чтобы решить какой-то оперативный вопрос. Я и заметил на Коллегии: давайте еще по несколько заместителей назначим: один чтобы отвечал за деятельность компании после 18.00, а другой – до 09.00, когда вы приезжаете на работу. Потому что вам же шесть замов не хватает. Заулыбались, конечно, но и поняли, надеюсь, что дальше так управлять не смогут.
Нельзя так неэкономно, неэффективно работать и жить. К этому же относится и семейственность, о чем я тоже сказал руководителям ОГТРК. Если жена, дочь, сын, брат, сват или кум бегают с диктофоном и камерой – то это одно, пусть доказывают творчески свою полезность. Но если сидят в плановом отделе, в бухгалтерии, в техническом отделе, по командировкам ездят, извините, надо прекратить это. Теперь мне дадут списки числящихся в штате, я посмотрю их и сделаю выводы. Государство не должно содержать семейные бригады!
Дальше. Коммерческие структуры, которые присосались к компаниям. ТРК имеют землю, помещения, имущество. И когда не хватает государственного финансирования, руководители начинают сдавать это все в аренду. Сначала какую-то комнату, потом – коридор, потом вообще целые этажи. И при этом у компании долги по коммунальным платежам, по электроэнергии и зарплате... Мы будем категорически ставить вопрос о том, что надо менять таких руководителей. Тем более что наши доморощенные «бизнесмены», пользуясь законодательными разночтениями, забирают и приватизируют все взятое в аренду. Натуральное рейдерство, с которым мы тоже будем разбираться всеми законными способами. Вот такие разговоры были на Коллегии.
Жить, а не существовать
- Эта ситуация, о которой Вы рассказываете, мне кажется, сложилась потому, что последние два-три года Госкомтелерадио сам был такой же – инертный, безынициативный, безразличный...
– Здесь два года не было руководителя. Да, работали заместители, начальники департаментов, но руководящей, целенаправляющей линии здесь никто не проводил. Безусловно, были профессионалы, но все занимались своими делами. А обобщить, создать плановую систему управления Комитетом было некому. А ведь Госкомтелерадио – это не только телерадиовещание, а еще и издательства, и полиграфические комбинаты, «Укртелефильм», информагентства, областные управления по печати и информации, книгораспространения…
И у книги, и у эфира есть только одно общее – творчество. Но специфика и организация производства разнятся. Естественно, каждый из заместителей или исполняющих обязанности председателя как бы раздваивался, не зная, чему больше внимания уделить – то ли книгоизданию, то ли телерадиовещанию. А руководителя, который охватывал бы всю палитру проблем, весь спектр деятельности, где, что и почему происходит, какой результат от того или иного решения, мероприятия, какой эффект, а тем более в чем ошибались – не было.
- Теперь такой руководитель есть. Но дадут ли Вам работать так, как Вы это видите?
- Должен сказать, что как раньше, так и сейчас, давления не ощущаю со стороны ни политических деятелей, ни должностных лиц государства, Кабинета Министров. Указаний, звонков, специфических телефонных поручений – не было. Пока что… Администрация Президента не обременяет себя мелочной опекой также. Может быть потому, что они сейчас тоже решают организационные вопросы, формируют свой властный корпус.
Думаю, такого, как во времена моей работы в Национальном совете, не будет. Вот там ощущалось, что было давление – «порулить» у нас в стране желающих много. И депутатских «звернень» хватало. А вообще это довольно тонкий, щекотливый вопрос – взаимоотношения власти, регуляторных органов и СМИ, требующий осмысления. Сегодня каждому руководителю предоставлена возможность проявить себя в умении отстоять свою позицию или продемонстрировать глубокий прогиб – чего изволите! Поэтому и сложно порой, ведь приходится многое постигать, двигаясь по лезвию между конфликтом и зависимостью.
– Юрий Александрович, Вы сказали об отсутствии давления сверху. Но ведь руководитель – это «мост» между своим начальством и своими подчиненными. А за два года полного безвластия в Комитете люди уже разучились работать, многие стали считать государственное своей вотчиной. Как Вы собираетесь справляться с этим? Уговаривать, переводить на другие участки работы, увольнять?
– Это будет зависеть от ситуации, но самое главное, что я буду решать все возникшие вопросы, строго следуя законодательно-нормативной базе. Причем открыто и гласно. Никаких закулисных решений. Особенно это касается имущественного комплекса, полиграфкомплекса, проблем аренды. Люди должны видеть, что я стою на страже интересов государства, а не своих личных. Ведь эффективность работы правительства зависит от деяний госучреждений и организаций. В особо сложных случаях, думаю, нужно будет, все-таки, ротировать руководителей. Важно понять всем и мне в том числе: пожизненных должностей не бывает. Ведь не секрет, что многие из них работают больше 10 лет, знают, как говорится, все ходы-выходы, все нюансы деловодства, возможности, касающиеся финансов, а вот к своей непосредственной работе, к росту своих деловых качеств, к творчеству интерес уже потеряли.
Я прошу, например, чтобы не просто приходили на работу и хоть что-нибудь делали, а как-то проявляли себя. Если где-то организационный тромб, плохие каналы связи, то должен не самоустраниться, а первым взяться за это производственный «гуж». И не просто потребовать устранения проблемы, а проверить исполнение. Или люди пожаловались, что нет в районе радиовещания. Поехать на место и разобраться, почему нет сигнала. Или просто приди в студию на запись, посмотри, как одеты журналисты, какая у них культура речи, какой свет в студии. Нет, у них в основном так: появится утром, кому даст нахлобучку, кому личное поручение и уедет «в администрацию на совещание». Все, на этом работа окончена!
Думаю, многое надо менять, особенно положение о функциональных обязанностях – сейчас они настолько размытые, что какую-то задачу директор может решить и так, и по-другому, а может вообще не решать. Потом смотришь по плану – вроде да, был телефонный звонок туда-то, дано «ценное указание» такое-то, все, можно ставить галочку. Но конкретной работы так и не наблюдается. А ведь если государство, общество требуют от нас положительного результата, то мы должны его дать.
Язык мой – друг мой
– Вы упомянули о культуре речи. Но сейчас, на каком бы языке ни велось вещание, в эфир выплескиваются просто ужасающие слух речевые конструкции, «новояз», суржик, диалект. Есть у вас какие-то идеи по преодолению такого положения вещей?
– Это, опять же таки, подготовка людей, опять же, экзамены. Я в одном интервью уже говорил, что в 20-е годы прошлого века, когда велась украинизация, ни на одну руководящую должность не брали человека, не знающего язык. А вспомните, какое было время. Только закончилась Гражданская война, люди пришли с фронта. Естественно, грамотно язык знал не каждый. Еще вчера он был командиром дивизии, полка или батальона, а сегодня – представитель власти в районном совете. Ему говорили: хочешь быть руководителем, пожалуйста, изучи язык. И многие справились с этим в считанные месяцы. Тогда проблема двуязычия не стояла. И говорили правильно, без всяких диалектов, учили правильному литературному произношению. Были специалисты, были институты, которые этим занимались. Много полезного было сделано.
Я уже говорил, что за последние годы и украинский язык не подняли на нужный государственный уровень, и русский позабыли. Теперь и к говорящим на русском языке нужно предъявлять жесткие требования. Нельзя, чтобы на экранах звучала похабщина, нельзя превращать русский в матерный язык. Все эти передачи – «Большая разница», «Камеди-клабы» - они же опошляют, унижают великий русский язык. Для ночного клуба это сойдет, но выбрасывать подобный мусор на миллионную аудиторию нельзя. И каждый руководитель должен думать, что он делает, во имя чего и для кого он это делает.
Я считаю, это все идет оттого, что в законодательстве неконкретно прописаны нормы употребления языков на телевидении. Статью 10 Закона «О телевидении и радиовещании», в которой говорится о языке национальных меньшинств, каждый трактует как хочет. Это самая болезненная статья, но почему-то она выписана более скупо, чем надо бы. Да что там плохо выписана, она вообще ни о чем. О вещании на государственном языке там говорится так: телерадиоорганизации ведут вещание на государственном языке.
Извините, «ведут вещание» - это вообще ни в какие нормативные рамки не вписывается. Но даже если и не придираться к стилистике, а говорить о смысле, то необходимо выяснить следующее: это только то, что дикторы в студии произносят, или все, кто задействован в эфире, должны общаться на украинском? И люди, опрашиваемые на улице, тоже обязаны только по-украински говорить? Странно, но и каждый член Нацсовета понимает эту статью по-своему, не говоря уже о продюсерах, редакторах…
Обязательно все надо настолько уточнить и детализировать, чтобы в эфире не было языковых барьеров. Как это сделано в законодательствах других стран, чтобы не было ни у кого малейших разночтений. Четко сказать: журналисты, дикторы, ведущие прямого эфира должны быть украиноязычные. Если же гость студии не говорит по-украински, значит, ведущий должен предварительно согласовать с ним: понимает ли он русский, или приглашать переводчика.
От людей старшего возраста, которым трудно уже перестроиться, в телерадиоэфире важно услышать размышления и оценки, а не их попытку выполнить требование закона. Государство обязано дать человеку возможность высказываться в средствах массовой информации на том языке, который он считает своим родным, а главное – более доходчивым.
Дальше необходимо расписать, что такое язык национальных меньшинств. Тоже никто не понимает, тоже запутались. И эту норму надо расширить, углубить. Непонятно, поляки у нас нацменьшинства или нет? А ведь половина Западной Украины имеет польско-украинские корни.
На самом деле, как я вижу, вопрос решается довольно просто. Есть какое-то объединение граждан в регионе, например, в Одессе. Оно обращается в орган местного самоуправления: просим, чтобы у нас в таком-то, скажем, в Измаильском районе, 5-6 часов велось вещание на нашем родном языке. Совет принимает решение: да, объединение насчитывает столько-то граждан, которые имеют право на свой информационный ресурс. Потом даются рекомендации: ввести в сетку местного вещания программы на таком-то языке, об этих людях, об их традициях. Тогда Нацсовет, имея решение местного совета, безусловно, даст лицензионное «добро».
Язык многое может сделать в плане создания гражданского общества. Он может и должен объединить нас всех, а не наоборот. Но это только в том случае, если все будет урегулировано законодательно, по уму. И тогда, например, львовским студентам не нужно будет возмущаться, дескать, идет наступление на государственный язык.
Дела фестивальные
– Еще не так давно Госкомтелерадио проводил очень много разных фестивалей – международных, всеукраинских, тематических, детских. Куда они все подевались?
– Их сократили еще до меня. Когда во главе Комитета стоял Эдуард Прутник. Он увидел, какие были финансовые проблемы и творческие потери, и пришел к мнению, что число фестивалей нужно уменьшить, а их качество – повысить. И, по-моему, правильно сделал...
– ...но ведь сократили такие нужные обществу фестивали как «Милосердие», «Человек и оружие», детский «Золотой цыпленок»...
– Нет, они будут проводиться. Только вот когда, пока сказать не могу. Все упирается в финансирование. Раньше мы делали это совместно с Министерством культуры, Министерством молодежи, семьи и спорта. Но сейчас ни у них, ни у нас на это средств нет. И Ваш вопрос можно перевести в плоскость создания общественного телерадиовещания. У нас еще не сформировалось гражданское общество. Возьмите наши общественные организации. Не секрет, что по-настоящему таковыми можно назвать только профессиональные союзы. Имею в виду Союзы журналистов, писателей, композиторов, художников...
Но в отличие от советского времени сейчас они бедны как церковные мыши, потому что во многом их деятельность не находят финансовой поддержки у общества. Живут на жалкие взносы, что-то, правда, дает им государство, а творческая деятельность – это особая тема, как говорится, для гурманов. Частично финансирование осуществляется и через Госкомтелерадио. Однако отметьте, они все добровольно объединились для того, чтобы решать свои профессиональные задачи. А вот чтобы сплотить общественные организации не по политическим или профессиональным качествам – желающих нет. А были бы, тогда и появились бы меценаты, тогда появилась бы необходимость проводить фестивали и конкурсы под контролем «громадськості».
За рубежом такая практика существует. Причем, они там сами объединяются, собираются, проводят концерты и фестивали, ярмарки, сельские, городские карнавалы, на которых отдыхают, развлекаются обмениваются информацией, демонстрируют свои традиции, свою позицию, могут критиковать и говорить то, что думают.
А у нас так называемые общественные организации зачастую создаются только для того, чтобы защитить свои корпоративные, частные интересы. Приведу пример. Есть в Черниговской области такая организация, как «Громадська думка». Председатель областного совета решила со своими родственниками создать эту «думку» как политическую силу. Началось с того, что они скрыто, тихонько стали поддерживать известный блок. Не нравилось им все в Чернигове, но особенно не понравились пивные заведения Чернигова. Они буквально оккупировали местные телевидение и радио, проводили какие-то акции, будоражили общественное мнение. Потом оказалось, что таким образом они... уничтожали конкурентов. Вот и подумайте, о каких иногда массовых фестивалях и конкурсах под эгидой общественности может идти речь, если доверить эти мероприятия таким «общественным организациям».
- А если появится в Украине организация, где действительно болеют душой за все общество, привлечет меценатов, спонсоров, благотворителей. И захотят они организовать какой-нибудь фестиваль для привлечения внимания, скажем, к проблемам инвалидов, детей-сирот, одиноких людей. Вы им поможете?
– Безусловно, мы поддержим их начинание, как говорится, с чистым сердцем и открытой душой. Предоставим им организационную и методическую помощь. У нас для этого есть прекрасные специалисты. Что скрывать, в нашем современном украинском обществе много людей, нуждающихся в помощи – физически уязвимых, с ограниченными возможностями. Слепые, глухие, есть полностью парализованные люди, больные туберкулезом, бездомные, оставшиеся без родительской опеки – все они нуждаются в нашей помощи, в помощи всего общества. И помогать им - это одна из функций государства.
Но, к сожалению, наше государство не может все «потянуть», все взять на себя. Поэтому я и говорю, что нужно привлекать к этому инвесторов, меценатов, благотворителей. А сделать это порой очень и очень сложно, ведь не все активные, не все готовы пожертвовать какой-то небольшой частью своего личного благосостояния ради счастья другого человека. Одним словом, Комитет сделает все от него зависящее, чтобы на культурной карте Украины вновь появились фестивали, конкурсы, благотворительные выставки, призванные привлечь внимание к проблемам людей и оказать помощь нуждающимся почувствовать себя полноценными членами общества.
Книга – лучший подарок?
- Юрий Александрович, Вы сказали, что телерадиовещание и книгоиздательство – два крыла Госкомтелерадио. Но если телевизор и радио мы смотрим и слушаем почти каждый день, то вот о хороших книгах большинство из нас уже давно и прочно забыли.
- Да, с книгой, и вообще с издательско-полиграфической отраслью нынче положение в Украине не радужное. Именно поэтому и была принята программа «Українська книга». Но и она начала давать сбой. Так получилось, что некоторые наши авторы уже по несколько раз издали свои произведения в рамках этой программы. И это при том, что они и сами понимали: не каждое из них является чем-то ярким, талантливым, новаторским.
А тот, кто имеет что сказать, кто хочет донести людям какую-то свежую мысль, исследование, историческую или нравственную трактовку нынешних событий, напечататься не может. Была такая поговорка еще в советские времена: «Все писатели в столице, один Шолохов в станице». У нас то же самое: издается в основном тот, кто живет в столице. А почему мы не должны поддержать и издать автора с Буковины, Запорожья или Луганщины? Есть же нормальные, ходовые темы и там. Это же творческая, литературная палитра Украины…
Все это получилось потому, что не сработали принятые критерии, по которым книги выстраивались в целостную систему. Все зависело от чьей-то воли и от стечений обстоятельств. Да и экспертная комиссия следовала своему субъективному мнению, базирующемуся в основном на аннотациях, а не на прочитанном сочинении. Должны быть четкие приоритеты. Я говорю не о коммерческих заказах, а о государственной поддержке. Тогда бы автор знал: соответствует книга, скажем, шести критериям, значит, издательство получит государственные средства.
А вот если ни по одному критерию не подходит, то пускай писатель и будет мастит, хоть семь пядей во лбу, пусть предисловие к его книге напишут хоть академики, хоть лауреаты, государство обременять себя изданием такой книги не будет. Именно поэтому я предлагаю произвести ротацию членов Экспертного совета, определяющего наиболее достойные работы в рамках программы «Українська книга».
- Но ведь Украина участвует и проводит различные книжные выставки, о чем с большой помпой вещают почти на всех телеканалах.
– Книжные выставки тоже проводятся сейчас ограниченно. Это же коммерческие мероприятия. Есть коммерческие выставочные залы, есть издательства, которые заинтересованы в своем представительстве, но есть и расценки на выставочные площади – именно они и сдерживают активное участие госиздательств в организации этих выставок. Мы лишь методически и организационно помогаем. Если это зарубежные выставки, то мы только делегируем ограниченное количество своих специалистов. Значительные государственные средства мы не вкладываем. К сожалению.
Например, для участия в 55-й Международной книжной ярмарке, которая недавно прошла в Варшаве, бюджетом было предусмотрено аж... 30 тысяч гривен. Но нам и этих денег не дали. Тогда мы обратились за помощью к издателям. Я сказал, что мы можем повременить с выставкой, скажем, в Германии, может где-то в Турции или в Финляндии, но в странах славянского пояса, где есть православный дух, есть общая история, мы должны представлять интересы Украины.
Украина – это Ярослав Мудрый, Слово о полку Игореве, а также Киево-Печерская Лавра, а еще это и Киево-Могилянская академия со своими глубочайшими традициями, это печатник Иван Федоров и другие исторические личности, создававшие славянские книги. Вспомните, книга тогда была на вес золота. Тот, кто умел читать, писать, имел книги – был человеком высокого интеллектуального развития и общественного положения, знавшим при этом несколько языков. Поэтому я сказал, что в сопредельных с Украиной государствах наша страна должна быть представлена достойно.
– Хорошо, соответствует книга обозначенным критериям. А где ее печатать? Ведь почти вся издательско-полиграфическая отрасль перешла в частные руки?
– Раньше Госкомтелерадио курировал многие издательства. Но их пустили, как говорится, в свободное плавание, чтобы они искали заказы, зарабатывали деньги. А если бы они продолжали только сидеть «на шее» у государства, то ничего подобного не было бы. Исчезла бы коммерческая сторона деятельности, на одни только согласования с различными инстанциями уходило бы все продуктивное время. С другой стороны, свобода действий подбросила много негативных примеров: по кредитам, по заказам, в которые книгопечатники «влезли» и не знают, как из них выпутаться. Они приобрели оборудование, машины, а теперь или кредит платить, или машины надо возвращать. Но есть примеры и эффективных кредитов, например, в полиграфии, издательствах. Нуждается в более решительном протекционизме и книгораспространение. Книга прежде всего нужна читателю, а не книжной полке.
Комитет не самоустранился и от этого, как и в целом от организации издательской деятельности. Созданы Наблюдательные советы, в которых есть и представители Госкомтелерадио. Мы управляем этими компаниями, исходя из государственных интересов.
- В таком случае, Юрий Александрович, как получилось, что еще совсем недавно издательство «Киевская правда» печатало более 70 газет и почти два десятка наименований полиграфической продукции, в том числе и для зарубежа. Но как только на него «зашла» Государственная акционерная компания «Укрвидавполіграфія», являющаяся структурным подразделением Госкомтелерадио, огромный полиграфический комбинат стал печатать всего 2-3 газеты? В связи с чем, кстати, штат сотрудников издательства сокращен вдвое.
- Это, с одной стороны, издержки кризисного времени. СМИ еле сводят концы с концами, уменьшают тиражи, периодичность выхода в свет. Вот комбинаты и ищут пути зарабатывания средств: аренда помещений, иные услуги… Но есть и другая сторона.
Несколько недель назад я приостановил собрание акционеров ГАК «Укрвидавполіграфія». Потому что главным вопросом, который выносился на рассмотрение (в числе изменений в Устав и Положение), была сдача в аренду имущественно-хозяйственного комплекса.
Я сказал, что пока не разберемся, пока не установим, по чьему указанию, под чьим согласованием, с какой целью поднимался этот вопрос, ни о какой аренде и речи быть не может. Аналогичная ситуация была во Львове – там тоже хотели сдать в аренду помещение полиграфкомбината. А директору комплекса оставить какую-то резервацию, наподобие дворницкой. А мы же знаем, чем это заканчивается, примеры, к сожалению, есть. Выгонят этого директора и присвоят все себе – я уже говорил о рейдерстве в областях. Так что, не сомневайтесь, мы государство в обиду не дадим. Ни государство, ни людей, для которых государство и существует.
Как видите, проблемы есть, проблем много. Но все они решаются медленно, к сожалению, несвоевременно для тех, кто созидает в настоящее время. Надеюсь, «Киевский вестник» нам в этом будет боевым и принципиальным помощником. К слову, коллективу газеты желаю оставаться на тех же позициях, которые вывели ваше издание на всеукраинский уровень, продолжать «тормошить» бюрократов и самодовольных начальников, кабинетных руководителей. Чтобы каждый из них знал – есть общественный спрос, есть контроль прессы. И удачи вам во всех ваших начинаниях!
- Спасибо, Юрий Александрович, за добрые слова и высокую оценку нашей деятельности. Мы же в свою очередь желаем Вам осуществить все задуманное, чтобы были сняты оковы с человеческих мозгов, шоры с глаз и броня с сердец. И, уверены, во время Вашего руководства Госкомтелерадио в нашей стране опять появятся честная, незаангажированная аналитика, добрые, трогательные фильмы и умные, принципиальные передачи. Удачи и Вам во всех Ваших начинаниях!
Олег АФ